Вопрос: "Что такое электронное обучение и дистанционные образовательные технологии?"
Ответ:
"Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников."
Из Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации», статья 16
"При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
…
- организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в т.ч. с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории".
Из Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», пункт 5
"Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
- для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут,
- для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут,
- для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут,
- для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения."
Из Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.11.2015; «Изменения №3 в САНПИН 2.4.2.2821–10, 27», изменения в пункт 10.18
Далее принятие сокращения:
ДОТ – дистанционные образовательные технологии,
ЭО – электронное обучение,
РСДО – региональная система дистанционного обучения,
СДШ НСО – региональный проект «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области».
ГБУ ДПО НСО «ОблЦИТ» - государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Областной центр информационных технологий». Организация является региональным оператором регионального проекта «СДШ НСО».
Вопрос: "Какова цель проекта СДШ НСО?"
Ответ:
"Цель регионального проекта «СДШ НСО» - формирование региональной системы дистанционного образования учащихся Новосибирской области с использованием информационных образовательных технологий как элемента современной информационно-образовательной среды (ИОС). Создание условий для предоставления всем обучающимся Новосибирской области равного доступа к качественному образованию."
Вопрос: "Все ли школы Новосибирской области участвуют в проекте СДШ НСО?"
Ответ:
"Проект реализуется с 2011 года. Первоначально в проекте участвовало 48 школ, в 2017/2018 учебном году - 152 школы стали участниками проекта.
В число участников проекта входят образовательные организации Новосибирской области, подавшие заявку ГБУ ДПО НСО «ОблЦИТ», региональному оператору проекта, и утверждаемые ежегодным приказом Минобрнауки Новосибирской области на очередной учебный год."
Вопрос: "Каковы первые шаги школы до начала учебного года?"
Ответ:
- Оценить возможности школы для применения ЭО и ДОТ (поставить цели и задачи перед коллективом по использованию ЭО и ДОТ, готовность педагогов, проверить материально-техническую базу, скорость интернет, финансовые возможности школы по поддержке учителей, проверить наличие контента в РСДО.
- Сделать заявку об участии в проекте СДШ НСО с указанием формы участия с финансированием или вне финансирования с указанием количества обучающихся и наименование использованных курсов.
- Подготовить локальные акты по школе.
- Собрать согласие на обработку персональных данных в РСДО.
Вопрос: "Не увеличивает ли применение электронных курсов РСДО учебную нагрузку на обучающегося?"
Ответ:
"Все учебные предметы, изучаемые обучающимся, в т.ч. и с применением ресурсов РСДО, должны входить в учебный план и не должны превышать разрешенную общую недельную нагрузку на обучающегося. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должно быть организовано также в рамках действующих норм СанПиН."
Вопрос: "Необходима ли специальная подготовка учителю для применения ЭО и ДОТ для организации образовательного процесса?"
Ответ:
"При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- …
- организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации."
Из Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», пункт 5
Вопрос: "Каковы результаты использования ресурсов РСДО, ЭО и ДОТ в учебном процессе за последние 5 лет?"
Ответ:
Проект позволяет:
- педагогам использовать как уже разработанный образовательный контент РСДО, так и создавать собственный, и с ними организовывать обучение, применяя новые образовательные технологии, расширяя образовательное пространство, таким образом выходя за стены образовательной организации, в т.ч. выстраивая индивидуальные образовательные траектории для обучающихся, повышая мотивацию к обучению;
- перейти на модель обучения «5+1», когда школьники 1 день (суббота) не посещают школу, а занимаются на дому;
- повысить результаты прохождения итоговой аттестации, т.к. обучение с использованием электронных курсов, созданных в помощь учителю для подготовки школьников к сдаче ОГЭ или ЕГЭ, дает возможность обучающимся совместно с педагогом находить «пробелы», работать над ошибками, изучать материал в необходимом ученику темпе. Есть подтвержденные данные НИМРО по прохождению ОГЭ и ЕГЭ.
Вопрос: "С помощью каких ресурсов школы - участники проекта СДШ НСО организуют образовательный процесс с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?"
Ответ:
"Для организации образовательного процесса школам доступны электронные курсы, созданные преподавателями вузов, педагогами школ Новосибирской области и размещенные в региональной системе дистанционного обучения (РСДО) в ДАТА-центре - серверах системы образования Новосибирской области."
Вопрос: "Доступны ли ресурсы РСДО школам вне участия в проекте? Становят ли курсы в данном случае платными для школ, педагогов или обучающихся?"
Ответ:
"После официального обращения руководства школы и при наличии технических возможностей региональный оператор предоставляет доступ педагогам и обучающимся к ресурсам РСДО. Образовательный контент по школьным предметам предоставляется бесплатно для образовательных организаций Новосибирской области."
Вопрос: "Обучение с применением ЭО и ДОТ — это заочная форма обучения?"
Ответ:
"Не обязательно. Электронный курс СДШ НСО представляют собой электронный образовательный ресурс, который может быть использован во всех формах обучения. Работа с электронным курсом РСДО в рамках проекта СДШ НСО или вне его может быть организована в классе, предложена в виде домашней работы, использована для организации электронного обучения. Само обучение в школе при этом может проходить во всех формах получения образования: очной, очно-заочной или заочной форме. Даже при отсутствии аудиторных занятий форма обучения может быть очной, так как учитель постоянно сопровождает процесс обучения: проводит очные консультации, проверяет выполненные обучающимся задания, указывает на ошибки, дает рекомендации, отвечает на вопросы (в форуме, в чате, в личных сообщениях)."
Вопрос: "В каком случае используется очно-заочная или заочная форма обучения? Обязательно ли использовать ресурсы СДШ НСО при таких формах обучения?"
Ответ:
"Форму обучения выбирают родители или законные представители обучающегося при согласовании со школой и в соответствии с локальными актами школы, в которых описаны требования к форме обучения, организации образовательного процесса и др. Выбор формы обучения, как правило, связан с семейными обстоятельствами: по медицинским показателям здоровья ребенка, проживание за рубежом, долгое отсутствие в школе из-за участия в спортивных соревнованиях и т.д. ЭО и ДОТ помогают сделать процесс обучения в таких условиях более комфортным для всех участников образовательного процесса. Выбор ресурса для организации процесса обучения остается за школой и учителями."
Вопрос: "Отчитываются ли ОО, педагоги об использовании ресурсов РСДО?"
Ответ:
"Муниципалитеты, школы и педагоги - участники проекта СДШ НСО отчитываются об использовании электронных курсов РСДО в соответствии со своей заявкой.
Педагоги образовательной организации обязаны при организации образовательного процесса применять материалы электронных курсов, указанных ими в оформленной заявке, а также отчитываются за их использование с выделенным количеством обучающихся."
Вопрос: "Каким образом оформляется переход с одной формы обучения на другую?"
Ответ:
"Переход с очной формы на иную оформляется локальным актом (приказом) по школе, основанием для его издания является письменное заявление родителя или законного представителя ребенка о переходе на иную форму обучения полностью или частично."
Вопрос: "Какие предметы могут вестись с использованием ресурсов РСДО?"
Ответ:
Ресурсы РСДО используются в образовательном процессе для проведения:
- основных школьных предметов;
- элективных курсов (в частности, курсов для углубленного изучения предмета, профильных спецкурсов, курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ);
- внеурочной деятельности (конкурсы и др.).
Вопрос: "Какие занятия могут проводится с использованием ЭО и ДОТ?"
Ответ:
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии могут применяться учителем для организации образовательного процесса, например:
- уроки по смешанной технологии, по технологии «перевернутого класса», работа над ошибками, опросы и др.;
- консультации: чаты, форумы, сообщения, комментарии, в т.ч. с использованием видеоконференцсвязи;
- групповые занятия: чаты, форумы, глоссарии;
- занятия по организации работы с обучающимися проектной деятельности;
- внеклассные мероприятия: сетевые конкурсы, квесты, викторины.
Вопрос: "Как учитываются оценки электронного курса в школе?"
Ответ:
"С помощью электронного курса учитель организует образовательный процесс по предмету из учебного плана общеобразовательной организации или индивидуального плана школьника (в т.ч. элективному), а перенос оценок должен быть регламентирован школьным локальным актом, например, Положением об оценивании или т.п.
Иногда в курсе используются не 5-бальная шкала (проценты, 10-балльная, 100-бальная), но в каждом электронном курсе учитель выставляет шкалу перевода баллов в оценки, и оценки в школьный журнал уже выставляются учителем по принятой в школе шкале."
Вопрос: "Как могут родители посмотреть оценки в электронном курсе?"
Ответ:
"Попросите ребенка зайти в курс. Найдите в боковой части экрана (слева или справа) блок "Настройки". Далее в этом блоке в группе команд "Управление курсом" перейдите по ссылке "Оценки". Откроется журнал курса, в котором отражены все задания и оценки по ним. Также перед номерами уроков сетевой учитель указывает дату, к которой необходимо пройти материалы урока и выполнить задания. План и график по электронному курсу может быть индивидуальным у обучающимся по согласованию с учителем."
Вопрос: "Должна ли школа консультировать обучающихся по работе в РСДО и с электронным курсом?"
Ответ:
"При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- …
- организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий."
Из Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», пункт 5
Вопрос: "Ребенок не понимает, как работать с электронным курсом РСДО. Что делать?"
Ответ:
- Познакомиться с инструкцией для обучающегося. Ссылка на нее должна быть в каждом электронном курсе в вводной части, или познакомиться с ней на сайте http://sdo.edu54.ru/ в разделе текущего учебного года для Пользователей.
- Обратиться к учителю, ведущему курс (подойти лично, позвонить, написать на почту, в форуме или личным сообщением). В зависимости от ситуации, учитель проведет индивидуальную консультацию в школе или онлайн, отправит письменные инструкции. В случае сбоя учитель обратиться к школьному координатору, а тот к муниципальному координатору для устранения технической ошибки.
Вопрос: "У ребенка есть вопросы по курсу, как их задать?"
Ответ:
"Можно написать вопросы в форум, размещенный в вводной части электронного курса. Если ребенок стесняется и не хочет задавать вопрос публично, можно написать личное сообщение учителю. В случае вопросов по конкретному заданию, можно написать в комментарии к заданию. Учитель регулярно просматривает курс и обязательно обратит внимание на трудности и проконсультирует обучающего, родителей или законного представителя."
Вопрос: "Может ли ребенок выбрать свой темп обучения по предмету, сопровождаемому электронным курсом?"
Ответ:
"Возможно, но по согласованию с учителем. Ресурс позволяет учителю выстраивать обучение с учетом индивидуальных возможностей ребенка, проводить ранжирование уровня материала, заданий и темпа их изучения и выполнения.
Ребенок может заниматься в то время и в том темпе, который ему удобен. Можно проходить курс с опережением, делать паузы в обучении. Можно проходить урок за несколько приемов или проходить несколько уроков одновременно. Школьники благодаря размещенным материалам могут повторять пройденный материал, а также самостоятельно изучать новые темы, не пройденные в школе или не заданные учителем.
Если в курсе запланированы групповые занятия (например, семинары) или онлайн занятия (например, консультации), то ко времени их проведения нужно пройти все ранее указанные учителем предыдущие уроки курса.
К промежуточной (оценка за четверть) и итоговой (оценка за год) аттестации нужно выполнить как минимум ту часть уроков, которая запланирована к данному сроку.
Если электронный курс опирается на изучение основного предмета в школе (например, курс используется для углубленного изучения предмета), то, возможно, «убежать» далеко вперед может не получиться из-за сложности материала."
Вопрос: "Ребенок много времени проводит за компьютером при работе с электронным курсом. Традиционные задания он делает гораздо быстрее. Это значит, что такая технология обучения ему не подходит?"
Ответ:
"Не обязательно. В начале года все дети тратят заметно больше времени на курсы (иногда больше, чем в 2 раза, по сравнению с традиционной формой обучения). Как правило, к концу 1 четверти затраты времени на электронные курсы уменьшаются до времени работы с традиционными курсами или даже меньше. На скорость выполнения заданий влияют два основных фактора.
Во-первых, адаптация к платформе Moodle, на которой написаны курсы: дети изучают интерфейс, привыкают к тому, что все подтверждения отправки задания или завершения теста надо нажимать.
Во-вторых, работает отвлекающий фактор в виде доступного неограниченного Интернета и, зачастую, вместо работы над курсом, дети смотрят что-то в сети. Работа с курсами проявляет наличие навыков самоорганизованности, умении сосредоточиться на цели работы. При соответствующем отношении с Вашей стороны, ребенок будет развивать эти навыки, ему станет проще работать с курсами. Вы можете посидеть рядом с ребенком при выполнении заданий, договориться с ним о времени непрерывной работы с курсом, составить свое расписание занятий с курсом."